Противодействие полиции и афро-американских
подростков из бедных кварталов - такова главная тема этой
мелодрамы. Она рассказывает о судьбе тинейджеров Джейсона
Петти (Шаррон Корли) и его друга Миджета (Гэбриэл Кассеус),
угонявших роскошные машины у белых. Картина вообще о жизни
улицы и асоциальном расслоении мегаполиса.
Угон машин и катание на них по городу
- излюбленное времяпрепровождение юных афро-американцев. Причем
угон автомобилей начинает принимать характер эпидемии. Для
нищих афро-американских бездельников позаимствовать чужую
машину - значит стать крутым, о-очень крутым, получить определенный
социальный статус на улице. Жизнь этих подростков бессмысленна
и бесцельна, мысли - убоги, жаргон - скуден. Недорослям нравится
эпатировать публику и нарушать правила общежития. От этого
у них быстрее бежит в жилах кровь, и осознание собственной
силы и крутости взмывает вверх. Тинейджерам нравится угонять
крутые тачки и нарушать законы, дразнить полицейских и грубить
им. Короче, верх совершенства для безголовых придурков - выводить
полицейских из себя и провоцировать на разные действия, хотя
они полицию боятся. В ответ на такую "крутизну" полиция устраивает
террор, поскольку другими средствами и способами справиться
с угонщиками невозможно.
Подростки сами подставляются под "плохих
полицейских", которые, пользуясь удобным случаем, с удовольствием
превышают свои полномочия. Джейсон становится свидетелем,
как полицейский тяжело ранил его друга из пистолета. В результате
полицейской операции Джейсон схвачен и получил 2 года условно.
Впереди его ждет суд и дача показаний в связи с ранением друга.
И с этого момента и начинается его "веселая жизнь". Даже после
тюрьмы он, подначиваемый другом Миджетом, продолжает нарываться
на неприятности, а полицейский, превысивший свои полномочия,
следит за ними. Он требует, чтобы Джейсон на суде молчал.
Протест подростков против полиции бессмыслен,
так как заключается в нарушении закона. Их задевает чужое
богатство, им наплевать, что белые работают, чтобы хорошо
жить. Но сами они работать не хотят. Юные придурки дошли до
того, что угнали патрульную полицейскую машину и на дороге
упивались властью над белыми обывателями, провоцируя ситуацию,
доводя ее до абсурда. Романтика большой дороги... Это замкнутый
круг, из которого есть только три выхода: тюрьма, могила и
отказ от прежней жизни.
Фильм хорош именно социальной направленностью,
поскольку четко показывает причины роста преступности. Результат
- налицо. Джейсон остается в живых, так как, отсидев-таки
в тюрьме, больше не хочет туда возвращаться и берется за ум.
Ну, а Миджет, естественно, как и многие другие, убегая от
полиции в краденой машине, распрощался с жизнью. Dura lex,
sed lex. Закон суров, но это - закон.
Наталья Хральцова
03.05.2005г.