Memento / Помни
A Christopher Nolan film
Язык: English - Dolby Digital 5.1, English
- Dolby Digital 2.0; Subtitles: English, Spanish; Формат:
Widescreen Anamorphic (2.35:1); Зона: 1; Дополнения: Theatrical
trailer.
Фильм создан Columbia Tri-Star в 2000 году.
Выпущен на DVD Columbia Tri-Star в 2001 году.
Странный фильм с большими претензиями
на неординарность. По жанру относится к боевику с психопатическим
содержанием. Триллером в полном значении этого слова его назвать
нельзя, так как не хватает динамичности, напряженности действия,
да и захватывающим боевик "Помни" назвать никак нельзя. Вся
претензия на оригинальность заключается в выбранной форме
действия, когда все события в фильме развиваются "наоборот",
начиная как бы с конца событий. Кроме того, двойственности
восприятия и сочетанию двух смыкающихся реальностей способствует
и двойное цветовое решение. Так, события прошлого сняты в
черно-белом изображении, а при переходе или контакте прошлого
и настоящего изображение переходит в цвет.
Основной конфликт боевика заключается
в том, что страховой следователь Леонард Шелби (Гай Пирс)
озабочен только одним. Он стремится поймать и убить человека,
который изнасиловал и убил его жену. Поиски в значительной
мере осложняются тем, что он страдает редкой формой амнезии
- потерей кратковременной памяти, когда только прошедшие события
абсолютно стираются у него из памяти. Для того чтобы ориентироваться
в людях, событиях и пространстве, он пишет себе записочки,
фотографирует людей, с которыми общается, и сам себе делает
татуировки с записью наиважнейших вещей. Все его тело представляет
собой вкривь и вкось вытатуированную записную книжку умалишенного,
ибо он явно имеет проблемы с психикой.
Развиваясь в обратном направлении, события
позволяют понять, что окружающие люди используют неуправляемого
Ленни каждый в своих интересах. Но жалость, испытываемая вначале
зрителем к несчастному, проходит, так как не такой уж он и
безобидный, этот Леонард, как кажется на первый взгляд. А
на второй, так тем более, пропадает всякая вера в то, что
он сам не использует свою амнезию, особенно, если он что-то
помнить не хочет. Фактически, Тэдди (Джо Пантолиано) и Натали
(Кэрри-Энн Мосс), возможно, и другие люди, о которых мы ничего
не знаем, используют его как наемного убийцу, ибо спустя несколько
мгновений после убийства он ничего о сделанном и не помнит.
Получается идеальная схема. Полицейский Тэдди его руками убирает
ненужных ему людей, каждый раз уверяя Ленни, что жертва и
есть "тот самый", который убил его жену. Натали избавляется
от своего любовника, убеждая убийцу в том же самом. Таким
образом, получается ничего не помнящая машина для убийства,
которую и к ответу привлечь невозможно, ибо он недееспособен.
Фильм оставляет странное и мрачное впечатление.
Неоднозначность трактовки событий, существующая всегда при
наличии действующего лица с психопатологией, позволяет понять,
что и со смертью жены детектива не так все просто и понятно.
Но это остается, что называется, "за кадром", режиссер дает
лишь какие-то мелькающие намеки и обрывки. А так "рваное"
и обратно развивающееся действие сопровождается убийствами,
преследованиями и стремлением Ленни понять, где же он находится,
и что он делал 15 минут назад. Полароид и следование записям
на фото и татуировках - вот те ориентиры в пространстве и
времени, которые для его восприятия остались досягаемыми.
Внимание зрителя удерживается только одним
- развитием действия в обратную сторону, но при этом создается
впечатление полного бреда. Нарушение пространственно-временного
континуума для зрителя создает элемент экзотики, смешанной
с психопатией, ибо события развиваются не отстраненно, а передаются
через восприятие Леонарда, смешиваясь с действиями окружающих
людей. Если вы любите "странные" фильмы или фильмы с психопатологическим
уклоном, характеризующиеся незавершенностью и подчас алогичностью
действия, то, возможно, диск и доставит вам удовольствие.
В противном случае фильм смотреть не стоит, это - пустая трата
времени.
19.11.2001 г.