Этот фильм невозможно очарователен и мил,
как рождественская сказка. Сказка-приключение, в котором сила
Золотого ребенка превосходит силы Зла, не без помощи взрослых,
конечно. Эдди Мэрфи досталась роль спасителя мира, с которой
он, как всегда, с блеском справился.
Древняя мудрость Тибета, соприкасаясь
с современной жизнью Лос-Анджелеса, выглядит еще чище, просветленнее
и нравственнее. Вечность и мудрость жизни, заключенные в религии
Тибета, как будто и не изменились с давних пор. Блюдутся старые
традиции, читаются древние молитвы, и каждому предначертано
свое, отказаться от исполнения которого - значит изменить
ход существования мира. Благословенное дитя, Золотой ребенок,
одно прикосновение которого способно дать вторую жизнь умершему
существу или облагородить низкую и подлую душу, похищен посланником
Дьявола с одной целью - убить его. И тогда мир станет адом...
Джаррелл (Эдди Мерфи), специализирующийся на похищениях детей,
оказывается тем самым Избранным, которому по древнему предсказанию
предстоит выиграть сражение с силой Тьмы, хотя он об этом
и не подозревает.
Отличный боевик, насыщенный мистикой,
волшебством, предсказаниями и превращениями героев. Современный
Лос-Анджелес - клоака, в которой, кажется, нет места нормальным
человеческим чувствам. Цивилизация, наравне со своими удобствами
и благами, несет разрушение личности, декларированные свободы
приводят к обнищанию духа, когда человеческая жизнь перестает
быть самоценностью. Например, похищенная девушка, грубо говоря,
продана мерзкими байкерами за миску риса для того, чтобы быть
принесенной в жертву Дьяволу. Город обуян жестокостью, жадностью,
тупостью, и жизнь малыша, а вместе с ним и Добра, находится
под угрозой.
Казалось бы, конфликт Добро-Зло - традиционный
для развлекательной кинопродукции Голливуда, но он облачен
в приключенческую форму, очень колоритную, зрелищную и привлекательную
для зрительского восприятия. Зло должно быть наказано во что
бы то ни стало, и только от режиссера и сценариста зависит,
будет ли фильм морализаторским, менторским и пресным, или
обретет свою неповторимую стилистику. И магия Тибета вносит
в боевик то, что будит воображение зрителя и концентрирует
его внимание на развитии действия. Прибавьте к этому колоссальные
материальные и технические возможности всемирной фабрики грез,
- и эмоциональное вовлечение зрителя в контекст фильма обеспечено.
Без мистики, магии и тайного знания Тибета,
без антуража, ярких красок одежды, монашеского колорита вряд
ли боевик смотрелся бы так интересно. Золотой ребенок - символ
невинности помыслов, жизни и любви ко всему живому. Чистота
повседневной жизни монахов, хранителей древних традиций и
добра, исходящего от малыша, на контрасте с современностью
настолько разительна, что даже безалаберный и безответственный
Джаррелл внутренне меняется. Боевик, несмотря на многочисленные
спецэффекты, трюки и эпизоды с рукопашными схватками, поразительно
насыщен внутренним светом и теплотой, казалось бы, несовместимыми
с жанром. Лучащиеся глаза малыша - волшебника и его необыкновенная
улыбка озаряют всю картину, придавая ей иной, глубоко философский
смысл, нежели чем обычные стрелялки - догонялки. Эдди Мэрфи,
как всегда, лучится белоснежной улыбкой и покоряет зрителей
своей харизмой. В который раз поражаешься поразительному многогранному
таланту этого актера и тому шарму, внутреннему блеску, с которыми
он предстает перед нами в различных амплуа. Почему бы и не
пополнить свою домашнюю коллекцию таким хорошим фильмом?
Наталья Хральцова
12.01.2003г.