|
|
|
Пресс-просмотр картины состоялся в Службе кинематографии
Министерства культуры России 25 августа 2003 года. После показа
состоялась пресс-конференция присутствовавших на показе киножурналистов
с создателями фильма.
Отвечая на вопрос о сценарии, режиссер Андрей
Звягинцев сказал, что изначально был взят готовый сценарий,
цельный и очень сильный. В процессе работы он претерпел некоторые
изменения, так, например, изменился жанр. Из жанра "action"
в американском духе в форме воспоминания он превратился в наблюдение,
в действие, разворачивающееся прямо на глазах зрителей. То,
что действие разворачивается вне времени, сделано сознательно.
Мир в его картине неузнаваем и не идентифицируется, это могут
быть и 70-е, и 80-е, и 2000-е г.г. Образ отца стал более "туманным",
хотя первоначально можно предположить, что отец из ВДВ.
Большой интерес киножурналистов вызвала история
с продвижением картины на Венецианский кинофестиваль. Об этом
подробно рассказала дистрибьютор Раиса Фомина ("Интерсинема-Арт).
Дебютный фильм молодого режиссера Андрея Звягинцева
неожиданно для всех был приглашен почти одновременно сразу на
четыре кинофестиваля - в Торонто, Монреаль, Локарно и Венецию.
Вначале пришло приглашение в Торонто. Участие
в этом известном неконкурсном фестивале сулит хорошую продажу
картин, поэтому создатели фильма планируют поехать в Торонто
осенью. Далее поступило приглашение от Монреаля, и затем стало
известно, что картину отобрал в конкурс фестиваль в Локарно.
Почти вслед за этим было получено приглашение, тоже в конкурс,
но в Венецию. Локарно пришлось отказать, что было сделать по
понятным причинам очень сложно и болезненно как для швейцарцев,
так и для российской стороны. Так что первый полнометражный
фильм, созданный компанией "REN-фильм", дебютная картина продюсера
Дмитрия Лесневского и дебютный фильм режиссера Андрея Звягинцева
в результате борьбы за него отправляется на кинофестиваль в
Венецию.
Фильм, конечно, никого не оставляет равнодушным.
Первый опыт молодого режиссера Андрея Звягинцева оказался на
удивление зрелым. Ему есть, что сказать и показать думающему
зрителю. Особо хочется выделить замечательную работу оператора
Михаила Кричмана и звукорежиссера Андрея Худякова. Из актерского
состава особенно интересны работы Ивана Добронравова, сыгравшего
роль Вани, младшего сына, и Константина Лавроненко, исполнителя
роли отца. Будем надеяться, что жюри Венецианского кинофестиваля,
куда отправляется картина, оценит ее по достоинству.
"Возвращение"
- Производство - "REN-фильм"
- Продюсер - Дмитрий Лесневский
- Режиссер - Андрей Звягинцев
- Сценарий - Владимир Моисеенко, Александр
Новотоцкий
- Оператор - Михаил Кричман
- Композитор - Андрей Дергачев
- Звукорежиссер - Андрей Худяков
- Художник - Жанна Пахомова
- Исполнительный продюсер - Елена Ковалева
- В ролях: Владимир Гарин, Иван Добронравов,
Константин Лавроненко, Наталья Вдовина, Галина Петрова.
Отцы и дети - вечная тема русской классической
литературы и современного отечественного кинематографа, что
нашло свое собственное прочтение в драме "Возвращение", дебютном
фильме режиссера Андрея Звягинцева.
Некий городок без названия, только обозначенный
серым и скудным бытом, выглядящим еще убийственнее на фоне красоты
окружающей природы, достаточно закрытый мир с постоянной борьбой
за выживание. Привычная жизнь со своими законами улицы под крылышком
матери и бабушки для двух братьев неожиданно и как-то сразу
заканчивается с внезапным появлением отца. Он возникает из ниоткуда,
чужой и очень сильный человек, чье возвращение самым жестоким
образом расколет жизнь мальчишек надвое. Теперь в их жизни будет
время до и время после приезда отца. А разделительной чертой
станет поездка на рыбалку, поход на далекий остров.
Братья, привыкшие к любви и материнской защите,
столкнутся с совсем иной, доселе им незнакомой и неуютной для
них, манерой поведения: беспрекословное подчинение власти отца,
явно привыкшего отдавать команды и управлять людьми. Но взрослыми
людьми. В случае же с собственными сыновьями - подростками,
выросшими в окружении заботливых женщин, отец внезапно столкнется
с враждебностью младшего сына, которая затем перерастет в ярость,
ненависть, подростковый максимализм, доведенный до абсурда,
что, в свою очередь, приведет к трагедии. Мальчишки, особенно
младший, совершенно его не помнят и воспринимают, как чужого
человека, человека со старой фотографии, заложенной в альбоме,
которого мама просто представила, как их папу, как данность.
Необходимость покоряться и выполнять каждое его указание вызывает,
например, у Ивана, резкое неприятие, отрицание и агрессию. Материнская
опека мгновенно, без объявления капитуляции, сменилась строгим
выполнением команд и насильственным обучением самостоятельности,
умению постоять за себя, а так же умению отвечать за свои слова.
По характеру отец агрессивен, жесток, умеет
заставлять людей подчиняться своей воле, но в поездке его властность
столкнется с упрямством Вани, его нежеланием признавать власть
и силу отца. По сути, Иван наследует отцовские черты характера,
которые пока еще без соответствующего жизненного опыта выражаются
в эмоциональном протесте подростка. В какой-то момент отец становится
олицетворением незнакомого детям "мужского" мира, живущего по
законам силы, и жесткость конструкции, агрессивность этой модели,
предложенной ребятам без каких-либо объяснений, в конце концов,
приводит к трагедии. Детство ребят внезапно закончилось, оставшись
лишь в воспоминаниях, да разрозненных черно-белых фотографиях…
Сюжет прост, но он сам по себе значения не имеет,
важно то, что происходит между братьями и отцом, то, что происходит
внутри, и что, собственно, и является предметом внимания режиссера.
Не имеет значения так же и категория времени, в котором происходят
события. Неторопливость действия резко контрастирует со сконцентрированным
внутренним драматизмом событий, их напряжением и эмоциональностью.
Особая роль в картине принадлежит цвету и природе.
На фоне неяркости и приглушенности красок обыденной жизни городка
в серо -черно - коричневой гамме, на фоне гармонии и красоты,
какого-то вселенского спокойствия пейзажа, а так же среди бушующей
водной стихии конфликт "дети - отцы" ощущается еще более остро.
Потоки холодной воды с разверзшихся небес, обрушивающиеся на
путешественников в лодке, - это аллегория изменяющегося мира,
в котором отныне придется жить детям. После же случившегося
сдержанная красота острова останется неизменной, а серо-голубая
вода, мерно плещущаяся о берег, будет так же, равнодушно шурша,
набегать на песок, что усиливает эмоциональное восприятие зрителем
драматизма ситуации. Оглушенные и потрясенные произошедшей с
ними трагедией, ребята никогда уже не станут прежними. А метафорой
к этой драме может изумительно послужить кадр финала с фотографией
младшего сына, сидящего в машине. Его лицо как бы "делится"
приоткрытым стеклом пополам, прикрыто им наполовину. И на той
части, которая закрыта стеклом, видны капли дождя…
Наталья
Хральцова
25.08.2003
|