|
|
|
III
Фестиваль Немецкого кино в Москве
9 - 13 декабря 2004 года
Уже в третий
раз в Москве проводится фестиваль немецкого кино, что становится
доброй традицией, ведь нынешний, 2004 год, прошел как "год Германской
культуры в России". Московский зритель имеет прекрасную возможность
увидеть в Центральном Доме Предпринимателя в кинотеатре "35
мм" новые работы немецких кинематографистов, познакомиться с
их творческим осмыслением жизни современной Германии.
В программе
Фестиваля - 14 современных картин, среди которых представлены
и художественные, и документальные, и короткометражные фильмы,
тесно связанные с немецкой и европейской историей, с жизнью
Германии сегодня. Фестиваль организован Союзом немецких экспортеров
кино, кинотеатром "35 мм", при поддержке Посольства Германии
в Москве, Немецкого культурного центра им. Гете в Москве.
Перед национальными
кинематографиями стран мира в целом сегодня стоят сходные проблемы,
не является исключением и национальный кинематограф Германии.
Это и недостаточность финансовых средств для создания фильмов,
и засилье американской кинопродукции в прокате, и трудность
пробиться молодым режиссерам на экраны. Главное - это создание
конкурентоспособной продукции на мировом кинорынке и поиск своей
аудитории. Проведение подобных фестивалей открывает дорогу молодым
кинематографистам. Обо всем этом говорилось на пресс-конференции,
предварявшей открытие Фестиваля Немецкого кино.
Фильмом
открытия стала драма "Воспитатели" (2004 г.) режиссера Ханса
Вайнгартнера, которая участвовала в конкурсном показе в Каннах
(2004), в спецпоказе в Карловых Варах-2004. Так же драма была
представлена в этом году на фестивалях: в Монреале, в Генте,
в Лондоне, в Пусане, в Рио, в Вене, в Севилье, в Любляне.
Выступая
перед журналистами на пресс-конференции, Ханс Вайнгартнер отметил,
что этот фильм - о любви, о дружбе и восстании молодежи. Трое
молодых людей борются против глобализации экономики, против
различия богатых и бедных.
Картина
получилась очень острой, противоречивой и социально направленной.
Двое молодых парней, протестуя против тех, кого они считают
богачами, по ночам, пока хозяева в отъезде, вламываются на пустые
виллы, хулиганят, переставляют мебель, правда, ничего не воруют.
Позже к ним присоединяется и девушка, которая с удовольствием
мстит своему богатому "обидчику", которому должна выплатить
сто тысяч евро за разбитый ею на дороге "мерседес" класса "люкс".
Девушка была сама виновата в аварии, но ее новые друзья убеждают
ее, что незачем ему платить, ведь хозяин разбитого автомобиля
и так богат, и машина эта у него не последняя. Молодые люди
устраивают погром в его жилище, но хозяин, оказавшийся высокооплачиваемым
топ-менеджером (то есть, по сути, наемным работником), не вовремя
возвращается домой, и юные "борцы против богатых угнетателей"
берут его в заложники… Бунт оборачивается преступлением. И перед
заложником, которого играет Бургхарт Клаусснер, стоит сложная
задача - "из гостя превратится в хозяина".
Судя по
выступлению на пресс-конференции, режиссер Ханс Вайнгартнер
выступает против глобализации экономики, за борьбу против транснациональных
корпораций, которые угнетают своих сотрудников, заставляя много
работать и мало платят за тяжелый труд. Но, по крайней мере,
у меня, не возникло симпатии к этой юной троице разрушителей.
Молодые люди не хотят ничего создавать. Они вообще не хотят
работать, не хотят учиться, не хотят соблюдать законы общества,
они хотят просто свободной жизни и свободной любви. Как вольные
птицы вольной и свободной Европы. Но при этом хотят пить, есть
и путешествовать по миру, жить в свое удовольствие. Если в этом
и состоит философия антиглобалистов, н-да… Даже не хочу в это
вдаваться. "Угнетение" на работе, по крайней мере, как это выглядит
в драме, у юной леди сводится к тому, что ее, официантку в хорошем
ресторане, клиентка просит заменить бокалы. Девушка подала дорогой
бренди не в тех бокалах, которые полагается по этикету. При
этом она работает не в закусочной, среди алкоголиков, с пивом,
водкой и чипсами, где элементарные правила этикета никому не
нужны! А выгнали с работы ее потому, что она курила на кухне,
что запрещалось хозяином, и о чем заранее было известно. Ей
не захотелось идти туда, где курить было можно.
Молодые
люди каждый раз оставляют после взлома и погрома записку о том,
что хорошая жизнь закончилась, с подписью "Воспитатели", взяв
на себя, по сути, функцию судей. Они хотят, чтобы люди, живущие
в этих виллах, испытывали постоянное чувство страха от отсутствия
защищенности, от осознания того, что даже дома никто не находится
в безопасности.
Не суди,
да не судим будешь. Бунт троицы агрессивен, жесток и бессмысленен,
как бессмысленна их жизнь с их протестом, и это прекрасно показано
режиссером Хансом Вайнгартнером, какие бы политические воззрения
он не исповедывал. Это, несомненно, талантливый, отлично сделанный
фильм талантливого режиссера. Нам остается только пожелать успеха
картине, которая будет демонстрироваться в 43 странах мира.
Очень интересной
показалась автору этих строк документальная работа режиссера
Станислава Мухи "Центр Европы" (2004, 85 мин.). Съемочная группа
пытается найти место в Европе, которое точно является ее географическим
центром. Но эта задача оказывается непосильной не только из-за
сложностей определения и нахождения конкретной центральной точки,
но и потому, что практически в каждой стране есть место, почитаемое
жителями, как "центр Европы". В том числе в бывших советских
республиках Литве, Украине, не говоря ужен о Германии, Польше,
Словении и др. И вот здесь происходит самое интересное. Неторопливое
документальное повествование о поиске центра Европы превращается
в социальное свидетельство, рассказывающее о жизни простых людей,
особенно наших бывших сограждан, тех, кто оказался в составе
Европы в постсовесткую эпоху. Станислав Муха избегает какого
бы то ни было авторского анализа и комментариев, он просто беседует
с людьми, показывает их быт, образ жизни бывшей провинции Советского
Союза, а ныне провинции расширяющейся Европы. А это - нищета,
отсутствие какой бы то ни было работы в принципе, самоубийства
отчаявшихся людей. Страшные кадры целых погостов самоубийц в
одной из наших бывших республик. Да и о самоубийстве наши бывшие
сограждане говорят так, как об обыкновенной и привычной вещи,
не вызывающей у них никаких эмоций. Так, легкую улыбку. Как
говорит один из героев картины, что в Советском Союзе их заставляли
работать в колхозе и в праздники, и в выходные. А потом им пообещали
свободу! И вот теперь у них нет ни денег, ни работы, ни еды,
ни медицинской помощи, ни электричества, есть свобода. От всего,
что составляет нормальную и достойную человеческую жизнь.
Немецкий
кинематограф имеет свое лицо и ищет свой путь, свое место в
мировом кинопроцессе, в этом ему отказать нельзя. И что особенно
отрадно, он пытается осмыслить современные процессы жизни и
Германии, и Европы в целом, чьей составной частью является эта
страна, осмыслить ценность человеческой жизни, ценность творчества,
самоидентификации личности.
Наталья
Хральцова
14.12.2004
|